То, что защита технических сооружений от неблагоприятных погодных условий тоже может быть красивой, подтвердили мастера жестяного дела из компании Менке (Menke) города Винтерберг (Winterberg). Сегодня олимпийскую бобслейную трассу оберегает от негативного воздействия влаги высококачественное гонтовое покрытие из алюминия производства компании Prefa.
10 февраля 1977 года в городе Винтерберг открылась четвертая по счету в мире санно-бобслейная трасса. Управление Спортивно-досуговым комплексом Винтерберг осуществляют администрация района Хохзаулерланд (Hochsaulerland) (50%) и администрация города Винтерберг (50%). Общая длина составляет 1609 метров, радиус поворота трассы — от 16 до 55 метров, развиваемая на трассе скорость достигает 140 км/ч, — таковы цифры, характеризующие эту олимпийскую бобслейную трассу. Они позволяют представить, какие физические силы воздействуют на высокоскоростной «ледяной канал» в рабочем режиме. За 35 лет эксплуатации трассы время оставило свои следы, которые необходимо было устранить. «Так как в 2011 году вся охлаждающая техника на трассе была заменена и модернизирована, пришел момент заменить и облицовку в соответствии с современными технологиями. Благодаря федеральной финансовой поддержке были предоставлены необходимые денежные средства, что позволило провести необходимые восстановительные работы, проведение которых было особенно актуально, так как в 2015 году в Винтерберге состоится Чемпионат мира по бобслею и скелетону», - рассказывает архитектор и руководитель строительства Ханс Юрген Пультке (Hans Jürgen Pultke).
Среди прочего, ремонта требовали навесы над трассой, состоящие из стальных конструкций вкупе с деревянной опорной системой с покрытием из битумных кровельных гонтов. Этот материал в некоторых местах стал настолько хрупким, что из соображений безопасности необходимо было принять меры во избежание проникновения влаги в материал конструкции и предотвращения его возможных негативных последствий. Архитектору Пультке из Дортмунда (Dortmund) была поставлена задача соорудить к началу Чемпионата мира фасад и навес, не требующих частого гарантийного обслуживания, долговечных и одновременно современных, при этом не выходя за рамки фиксированного бюджета. В первую очередь требовалось найти кровельный материал на замену поврежденных битумных гонтов, который соответствовал бы высоким стандартам. Сначала, исключительно по экономическим соображениям, речь шла опять о битумных гонтах, но на этапе планирования Ханс Юрген Пультке рассматривал и другие материалы, которые отвечали повышенным требованиям к долговечности и имели более достойный внешний вид. Нужно было подобрать материал, который подошел бы для облицовки изогнутой поверхности жёлоба. Так в поле зрения архитекторов попали мелкоформатные гонты PREFA из окрашенного алюминия, обладающие всеми требуемыми качествами.
Преимущество использования гонтов Prefa состояло также в том, что можно было избежать затрат на снятие и утилизацию старого битумного слоя, которое было сохранено в качестве влагоизоляционного основания для нового покрытия. После демонстрации материала, проведенной прямо на бобслейной трассе, было принято решение в пользу использования гонтов PREFA. Из широкой цветовой гаммы был выбран цвет «серебристый металлик» (silbermetallic). Выбранные элементы объединяют в себе ромбическую форму гонта и механические и оптические свойства алюминия. Этот материал часто используется в Альпийской местности по той причине, что практически не нуждается в техническом обслуживании. Скреплённые на сплошном основании при помощи кляммеров гонты, благодаря четырем горизонтальным и вертикальным фальцам, образуют целостную систему, устойчивую к проникновению снега, дождя и даже штурмовых ветров. Ни снеговая нагрузка, ни сильные ветры не повлияют на герметичность и не приведут к появлению дребезжащих звуков.
Работа мастеров
Малоформатные кровельные и фасадные системы традиционно являются «коньком» предприятия Menke. Однако специализация компании отнюдь не ограничивается этими материалами. Создание современных металлических фасадов и покрытий из изготовленных вручную фальцевых систем, изготовление архитектурных орнаментов, а также установка систем отопления и солнечных батарей, - всё это входит в список работ, осуществляемых предприятием. Вилли Менке (Willi Menke) в 1978 году учредил вместе со своей женой Ритой компанию «Мастерская Menke». Успешно сдав экзамены и получив звания мастера кровельного дела, матера жестяного дела, специалиста по установке газового оборудования, оборудования для водоснабжения, центрального отопления и систем кондиционирования, он также прошёл обучение по специальности реставратор. С 1997 года Вилли Менке является экспертом Ремесленной палаты Арнсберга (Handwerkskammer Arnsberg) и проводит экспертизу работ по металлу, а также специализируется на работах по установке солнечных батарей. Его сын, Михаэль Менке (Michael Menke), управляет предприятием во втором поколении с 2004 года. Он также обладает многочисленными титулами и регулярно получает различные награды в области профессионального образования. Михаэль Менке так ответил на вопрос об основных трудностях, с которыми пришлось столкнуться при облицовке бобслейной трассы: «Совершенно точно две вещи: ограниченные сроки и изогнутая форма трассы. С конца сезона до возобновления активной эксплуатации проходит всего пара месяцев. Поэтому фактически мы можем работать только в соответствующие временные интервалы. Но к 2015 году мы закончим все работы. Мы уже уложили несколько тысяч гонтов и точно знаем, как действовать дальше. Задача усложнялась тем, что каждый изгиб имеет свой радиус… Но при помощи различных уловок нам удаётся полностью придерживаться предусмотренного изготовителем способа укладки «справа налево». Таким образом, нам не пришлось самостоятельно отбортовывать кромки гонтов.
«Ледяной канал» в новом блеске
Гонты, размеры которых составляют 420×240 мм, характеризуются низкими временными затратами на монтаж. Устойчивость к неблагоприятным погодным условиям и отсутствие необходимости в обслуживании были важнейшими критериями при выборе системы, так как изменения погодных условий в течение года в этой самой высокой точке Зауэрланда бывают достаточно экстремальны. Жёсткая связка обеспечивает устойчивость системы к механическим нагрузкам, возникающим во время спуска по трассе. А значительно улучшенный благодаря новому фасаду и облицовке навеса внешний вид сооружения лишь подтверждает высокий статус этой одной из самых современных олимпийских бобслейных трасс. В дальнейшем будут проводиться работы на отрезках 2 и 3, так что к Чемпионату мира по бобслею в 2015 году все работы по ремонту трассы будут завершены.
Оригинал статьи на немецком языке можно причитать здесь